Танец – уникальный вид искусства, легко преодолевающий языковые барьеры и способный на эмоциональном уровне наиболее ярко передать культуру народа. Народный танец – это синергия танцевального, инструментального, театрального, игрового начал, он неразрывно связан с музыкой, песней, особенностями национального костюма.
Рождённый в глубине веков, татарский народный танец, проникая через столетия, несёт в себе уникальный код национальной культуры. Меняясь со временем, он хранит информацию об истории народа, его традициях и характере. Недаром танец называют пластическим портретом нации, хранящим представления народа о себе и о мире.
В этом разделе вы сможете познакомиться с золотым танцевальным фондом ансамбля – лучшими образцами татарской национальной хореографии. Все танцы мы условно поделили на женские и мужские, сольные и массовые. Вы узнаете об их содержании и основных приемах исполнения.
Как-то танцор и балетмейстер Файзи Гаскаров задал вопрос Игорю Моисееву: «Что нужно знать, чтобы создать народно-сценический танец?» - «Знать надо многое, - ответил величайший балетмейстер и хореограф ХХ века. – И, прежде всего, необходимо добросовестное отношение к народному творчеству. Ни в коем случае нельзя допустить искажения его: народ не примет фальши. Затем нужно тщательно изучать натуру, которую вы представляете в танце, знать народные обычаи, привычки, изучать его музыку, костюм, предметы народного обихода. Тогда- то, может быть, и удастся создать танец народного плана. Словом, любитель народной хореографии должен быть исследователем, фольклористом, музыкантом, историком и, конечно, иметь высокий полет фантазии».
Эти слова великого мастера танца навсегда остались в памяти Файзи Гаскарова и всю творческую жизнь балетмейстера национальной хореографии
Характер татарского танца
О национальной особенности татарского танца хорошо пишет заслуженная артистка РСФСР, лауреат Государственной премии В.В. Кригер: «Танцы татар вообще необыкновенно свежи, колоритны и очень своеобразны. Когда мужчины танцуют в паре с девушками, создается очень лирический сюжет, бодрый и вместе с тем овеянный нежностью. Чувствуется подлинная народность танца. Очень характерны у женщин их удивительные движения, когда они закрываются платком. Проделывается это с необыкновенной грацией и кокетливостью. А какая пластичность в повороте головы, какой сдержанный задор в глазах, смотрящих на кавалера. (о народных танцах – Журнал «Народное творчество», 1937 год, № 2-3, стр. 38-39).
В чём ещё стилистическая особенность татарских танцев? Прежде всего, это танцы живые, с большим внутренним темпераментом, имеющие преимущественно игровой характер. Элементы шутки, желание перехитрить партнера по танцу являются их характерной чертой. Часто танцующие соревнуются между собой в ловкости и мастерстве, что придает танцу задорное настроение.
О характерных особенностях мужского и женского начала в танцевальной культуре:
Танец девушек.
Девушка в танце, как правило, скромна, застенчива, целомудренна, движения ее неширокие, плавные и мягкие, но порой не лишённые скрытого кокетства. Движение рук девушки в танце связано либо с фартуком (необязательным, но желательным атрибутом деревенского женского костюма), либо с платком. Платок в традиционном костюме - деталь очень важная. В народе считали - сорвать платок с головы девушки - значит опозорить её. Поэтому зачастую в танце девушка руками как бы защищает себя от возможного вторжения в «запретную зону». В других случаях она прикрывается платком, чтобы скрыть смущение. Таким образом, платок в танце постоянно обыгрывается. Девушка может придерживать платок двумя руками или, держа руки в левом направлении - правую на уровне левого плеча перед собой, а левую на уровне головы с мягко повернутыми наружу кистями рук. Можно задействовать и платок, и фартук сразу, например, одной рукой придерживать край фартука, а другой взяться за край платка.
Танец юношей.
Танец юношей - задорный, активный и мужественный. Их чеканные движения изобилуют легкими подскоками и акцентированными притопами. Танцуя с девушкой, юноша держит себя уверенно, гордо, напорист в своих движениях.
Мужские руки в танце более свободны и многообразны, чем женские. Они могут находиться за спиной и лежать на поясе под камзолом; могут придерживать тюбетейку или раскрыться в стороны с ладонями, направленными от себя и локтями, чуть опущенными ниже уровня плеч. Руки юноши могут быть на поясе (не по бокам, а несколько спереди), с кистями собранными, но в кулак не сжатыми. Также одна рука может сгибаться в локте и приподняться таким образом, чтобы собранная в кулак кисть находилась на уровне плеча или чуть выше, а другая в это время- вытянутая, отводиться назад с кистью сжатой в кулак.