Файзи Адгамович Гаскаров родился 21 октября 1912 года предположительно в городе Уфа или Бирске Уфимской губернии.
Файзи обладал от природы исключительным музыкальным слухом. С раннего детства он научился играть на нескольких музыкальных инструментах. В 1927 – 1928 годах юноша устраивается в башкирский передвижной театр, где осваивает новые направления драматического актера, танцора, исполнителя.
Мечтой Файзи Гаскарова становится учеба в Московской хореографической школе при Большом театре СССР. Проявив максимум настойчивости, в 1928 году он был зачислен в это престижное учебное заведение. Во время учебы юноша приобретает неоценимый опыт и знания, участвуя в постановках Большого театра. Именно на сцене Большого происходит первое знакомство Файзи Гаскарова с Игорем Моисеевым, величайшим балетмейстером и хореографом ХХ века.
В 1932 году Гаскаров возвращается в Уфу с идеей создания национальной балетной труппы оперного театра. Этим планам, благодаря Надежде Константиновне Крупской, суждено было сбыться. А в 1937 году Игорь Моисеев приглашает его во вновь создавшийся Государственный ансамбль народного танца СССР, где Файзи неустанно пополняет свой исполнительский багаж, жадно учится у маэстро хореографии всему тому, что может пригодится в будущем: построению учебной и репетиционной работы, обращению с фольклором и композиции танца, административным навыкам.
Как-то Файзи Адгамович задал Игорю Моисееву вопрос: «Что нужно знать, чтобы создать народно-сценический танец?» - «Знать надо многое, - ответил тот. – И прежде всего необходимо добросовестное отношение к народному творчеству. Ни в коем случае нельзя допустить искажения его: народ не примет фальши. Затем нужно тщательно изучать натуру, которую вы представляете в танце, знать народные обычаи, привычки, изучать его музыку, костюм, предметы народного обихода. Тогда- то, может быть, и удастся создать танец народного плана. Словом, любитель народной хореографии должен быть исследователем, фольклористом, музыкантом, историком и, конечно, иметь высокий полет фантазии».
Эти слова великого мастера танца навсегда остались в памяти Файзи Гаскарова и всю творческую жизнь балетмейстера национальной хореографии сопровождали его в качестве доброго и ценного наставления учителя ученику.
Мечта о создании народного национального коллектива неустанно преследует Файзи Гаскарова. Помня наставления своего учителя, он уезжает в Уфу и создает свое хореографическое детище. Работая в ансамбле танца Башкирии, а позже и в Татарстане, обладая богатейшей фантазией хореографа, творческой смелостью и даже дерзостью, он придерживался главного – сохранения в хореографическом произведении души народа через высвечивание присущих только ему особенностей, создание яркого национального сценического колорита и психологического настроения. Для балетмейстера Гаскарова всегда были важны не «буква» отдельно взятого движения, а дух, полет, поэзия танцевального полотна в целом.
Приход Файзи Гаскарова в августе 1944 года в Государственный ансамбль песни и пляски ТАССР по словам Зулейхи Саттаровны Ахметовой, стал очень важным событием для коллектива: «Конечно таких, как он – с обширными знаниями в области хореографии, с богатейшим профессиональным опытом, - в республике не было. Его мнение было авторитетным, к нему прислушивались, с ним советовались».
О танцах Гаскарова можно не только говорить эпитетами, но и почти каждый - пересказать. Это означает, что они изначально сюжетные. Конечно, и раньше в постановках Юлия Муко и Гая Тагирова были отдельные сюжетные ходы, своеобразные подтексты, но в целом татарский сюжетный танец утвердился на национальной хореографической сцене с приходом в Госансамбль республики Файзи Гаскарова.
Почти все танцы в ансамбле либо продолжали песню, либо естественно вытекали из нее, но не односторонне и упрощенно иллюстрируя слова, а дополняя вокал собственными выразительными средствами. Мы не будем перечислять все вокально-хореографические композиции – их много, а вот напомнить, что инициаторами такой формы творчества в Государственном ансамбле песни и танца республики были Зулейха Ахметова и Файзи Гаскров, никогда не лишне. Надо отметить, что прием совмещения разных творческих форм, ставший своеобразной визитной карточной коллектива, берёт начало с древнейших времен, когда игра, музыка, вокал и танец существовали нераздельно.
В конце 1950 года Файзи Адгамович Гаскров уехал в Уфу. Но балетмейстер часто посещал Казань, где ставил свои постановки для госансамбля.
Композиции Файзи Гаскарова, созданные в 1960-1970 годы, выделяются оригинальностью формы и содержания, на долгие годы определившими пути творческих поисков, построения концертных программ и репертуарной афиши ансамбля. Мы имеем в виду вокально-хореографические композиции протяженностью, как правило, в одно отделение, с единой темой, идеей, спецификой художественных приемов и прочими творческими объединяющими признаками. Среди таких композиций - “Тула өмәсе” (“Посиделки”), вокально-хореографическая композиция “Сабантуй”, и в еще одни “Посиделки” конца 60-х годов, с несколько другим сюжетом и содержанием – “Аулак өй”.
Прекрасных творческих проектов, созданных Файзи Гаскарым, хватило бы на несколько судеб. В этом человек до конца жизни горел огонь творения, он постоянно писал, строил планы, размышлял о будущем хореографического искусства. Это был огромный талант, большой трудяга и умница. Поэтому закономерно, что его хореографические произведения вошли в золотой фонд искусства сразу двух республик – Татарстана и Башкортостана.