О проекте

Для всех, кто стремится познать всю красоту татарского танца, мы создали нашу мультимедийную образовательную программу «Мирас» («Наследие»).

  • В нашем проекте представлены мастер-классы, раскрывающие основы и особенности  национальной татарской хореографии. Мастера танца в простой и доступной форме делятся своим уникальным опытом.
  • Мы рассказали об основоположниках и хранителях  танцевального искусства. Творческая судьба этих людей неразрывно сплетена с историей становления сценического народного танца на профессиональной основе.
  • В проекте вы найдёте фондовые записи из Госархива и из архива Государственного ансамбля песни и танца Республики Татарстан.  Этот уникальный видеоматериал является дополнительным инструментом для понимания своеобразия татарской танцевальной культуры, татарского народа.

Надеемся, мы сможем помочь вам на пути постижения красоты, силы и мудрости татарского танца!

Подробнее
МАСТЕР-КЛАССЫ ПО ТАТАРСКОМУ ТАНЦУ
ХОД ● ДВИЖЕНИЕ
ХОД ● ДВИЖЕНИЕ
Мастер-классы по основным ходам и движениям в татарском танце
ТАНЕЦ
ТАНЕЦ
Мастер-классы по лучшим образцам танцевальной хореографии из "Золотого фонда" ансамбля
МЫ - ТАТАРЫ
МЫ - ТАТАРЫ
Мастер- классы по этнографическим группам татар
Мастера

Профессиональное сценическое искусство танца создается не одним человеком, а десятками поколений, сотнями мастеров разных видов хореографии. Каждый вносит посильную лепту и свою неповторимую краску. И, может быть, каждому из них принадлежит лишь несколько штрихов в красочной картине национального хореографического искусства, но без этих штрихов картина не может считаться полной и теряет часть выразительной силы, которую и несёт в себе необыкновенный творческий талант каждого мастера танца.

ГАЙ ТАГИРОВ
ГАЙ ТАГИРОВ

Первый татарский балетмейстер

Гай Тагиров Велико значение танцевального творчества в духовной жизни человечества. Многое оно может поведать специалисту- профессионалу или любителю. И в соприкосновении с истинным талантом засверкает народный танец десятками разноцветных ярких красок, которые много лет по крупицам собирал первый татарский балетмейстер, народный артист Республики Татарстан Гай Тагиров.

Гай Хаджиевич прожил большую жизнь человека  и творца. Его судьба тесно связана с зарождением татарского народно-сценического танца и уже только поэтому необыкновенна.

Рассказывая о творческом пути хореографа, невозможно не использовать слова «первый», «впервые», «один из первых». Он принадлежит к той категории личностей, у которых жизнь после жизни продолжается. У Гая Тагирова – в работах, вошедших в золотой хореографический фонд Государственного ансамбля песни и танца Татарстана, в истории музыкального искусства республики, в творчестве многочисленных учеников и последователей.

Гай Хаджиевич Тагиров родился 9 января 1907 года в городе Анжеро-Судженск в Томской губернии. Мальчик с детства увлекался танцами. И даже в те непростые времена использовал любую возможность учиться всему тому, что связано с театральным искусством. В 1925 году Гай был принят сразу на второй курс Татарского театрального техникума в Казани по специальности актер и режиссер Татарского драматического театра. Одновременно стал заниматься и в Государственной балетной студии.

Галина Уланова, Гай Тагиров и др. татарские балетные мастера. Фото из семейного архива Рината Байбекова Первым большим педагогом Гая Тагирова был Юлий Муко, преподававший в то время в театральном техникуме. Также будущий татарский балетмейстер учился на спектаклях Муко, выступая на сцене Татарского академического драматического театра им. Г. Камала. С первых дней учебы Тагиров выходил во всех массовках и танцевал во всех хореографических картинах музыкальных спектаклей. Вскоре учитель и ученик подружились. В конце 1928 года Гай Тагиров заканчивает учебу в техникуме, а в 1929 году Тагиров – балетмейстер Татарского академического драматического театра. 

Летом 1931 года в районы Татарии выехала первая фольклорная экспедиция в составе 6 человек. В группу исследователей вошел и хореограф Гай Тагиров. Задачи экспедиции состояли в сборе материалов музыкального, вокального и хореографического творчества народа. И первоначальные шаги в создании татарского народно-сценического танца на фольклорной основе суждено было сделать именно Гаю Тагирову. 

Хореографическая сцена из оперы Ж.Бизе Кармен, 40-е годы А.Гацулина и Г. Тагиров - 3 Жанр музыкально-драматического спектакля на сцене академического театра имел большое значение для возникновения и утверждения татарского народно-сценического танца, положил начало формированию национального исполнительского стиля в хореографии. И в этом неоценимая заслуга композитора Салиха Сайдашева и балетмейстера Гая Тагирова. Кроме того, спектакли с музыкальным уклоном готовили почву для возникновения в Казани Татарского государственного театра оперы и балета. 

В 1934 году композиторы, певцы, танцоры будущего Татарского оперного театра отправились учится в Москву. Среди 35 посланцев республики был и Гай Тагиров. По окончании хореографического училища при Большом театре в 1938 году Тагиров назначается главным балетмейстером Татарского государственного театра оперы и балета. За годы работы в оперном театре Гаем Хаджиевичем Тагировым были созданы и поставлены более 40 произведений лучших зарубежных и отечественных классиков. Его неустанная творческая работа стала неоценимым вкладом в развитие национального оперного и балетного искусства.

Ведущим жанром хореографического воплощения творческих идей  балетмейстера Тагирова в большинстве случае был народный танец – ансамблевый, сольный и массово-групповой.

В декабре 1940 года Гай Тагиров начинает работать с Татарским государственным ансамблем песни и пляски в качестве приглашенного хореографа, дает уроки классического танца. До начала Великой Отечественной войны он успевает также поставить свой первый хореографический опус – «Танец трех девушек» на музыку Сары Садыковой. После окончании войны творческие связи балетмейстера с танцевальным коллективом не прерываются. Наиболее же активная и плодотворная деятельность его в Ансамбле относится к пятидесятым годам, когда он, уже умудренный опытом хореограф, переходит на штатную работу в Ансамбль в качестве балетмейстера (1952 год), а затем становится главным балетмейстером.

Пятидесятые годы стали временем расцвета татарского сюжетного сценического танца. Созданные Тагировым в этот период хореографические композиции надолго определили репертуарную политику ансамбля, сотворили его индивидуальность. В эти годы и позже Гай Тагиров ставит такие сюжетные (или с элементом сюжета) танцы, как «Птичница и дояр», «Башмачки», «Голубая шаль», «Батраки», «Тракторист» и др.

Тагиров-1200x1585 Работая над созданием национального хореографического репертуара, Гай Тагиров постоянно опирается на собранный фольклорный материал. В его творчестве фольклор обретает второе рождение, становится средством выражения мировоззрения художника, оставаясь в тоже время глубоко народным искусством, понятным и любимым.  Татарский танец пользовался популярностью у зрителей, потому что корни этого танца берут начало в народном творчестве. Народный танец, образ которого соединился с индивидуальностью художника, стал выражением времени, зеркалом жизни.

За годы работы в ансамбле в качестве балетмейстера, Тагиров создал около 70 хореографических композиций. Это не только татарские, но и русские, украинские, башкирские и другие танцы. Но главным направлением в его творчестве всегда оставались родные пластические мотивы. 

Богатый практический опыт хореографа позволил Гаю Тагирову частично обобщить накопленное знание. В своих книгах Гай Хаджиевич, можно сказать, создал азбуку татарского танца – терминологически обозначил национальные движения. Нужно ли говорить, что этот фундаментальный труд навсегда останется в истории, станет основой для обучения многих поколений танцоров. Гай Тагиров много преподавал, передавая знание о созданной азбуке своим ученикам: артистам Государственного ансамбля песни и танца республики, студентам хореографического отделения Казанского института культуры (долгие годы Тагиров вел спецкурс – танцы народов Среднего Поволжья), различным хореографам в Татарстане и за его пределами. Созданные его талантом книги и танцы составляют тот золотой хореографический фонд республики, который многие годы служит источником сил и вдохновения для последователей великого мастера.

Гай Хаджиевич Тагиров во многом был первым и единственным, именно он заложил основы фундамента для будущих поколений хореографов. И во многом благодаря ему татарский народно-сценический танец продолжает жить и развиваться.

ФАЙЗИ ГАСКАРОВ
ФАЙЗИ ГАСКАРОВ

Поэт народного танца                           

Файзи Гаскаров Файзи Адгамович Гаскаров родился 21 октября 1912 года предположительно в городе Уфа или Бирске Уфимской губернии.

Файзи обладал от природы исключительным музыкальным слухом. С раннего детства он научился играть на нескольких музыкальных инструментах. В 1927 – 1928 годах юноша устраивается в башкирский передвижной театр, где осваивает новые направления драматического актера, танцора, исполнителя.

Мечтой Файзи Гаскарова становится учеба в Московской хореографической школе при Большом театре СССР. Проявив максимум настойчивости, в 1928 году он был зачислен в это престижное учебное заведение. Во время учебы юноша приобретает неоценимый опыт и знания, участвуя в постановках Большого театра. Именно на сцене Большого происходит первое знакомство Файзи Гаскарова с Игорем Моисеевым, величайшим балетмейстером и хореографом ХХ века.

В 1932 году Гаскаров возвращается в Уфу с идеей создания национальной балетной труппы оперного театра. Этим планам, благодаря Надежде Константиновне Крупской, суждено было сбыться. А в 1937 году Игорь Моисеев приглашает его во вновь создавшийся Государственный ансамбль народного танца СССР, где Файзи неустанно пополняет свой исполнительский багаж, жадно учится у маэстро хореографии всему тому, что может пригодится в будущем: построению учебной и репетиционной работы, обращению с фольклором и композиции танца, административным навыкам.

Как-то Файзи Адгамович задал Игорю Моисееву вопрос: «Что нужно знать, чтобы создать народно-сценический танец?» - «Знать надо многое, - ответил тот. – И прежде всего необходимо добросовестное отношение к народному творчеству. Ни в коем случае нельзя допустить искажения его: народ не примет фальши. Затем нужно тщательно изучать натуру, которую вы представляете в танце, знать народные обычаи, привычки, изучать его музыку, костюм, предметы народного обихода. Тогда- то, может быть, и удастся создать танец народного плана. Словом, любитель народной хореографии должен быть исследователем, фольклористом, музыкантом, историком и, конечно, иметь высокий полет фантазии».

Файзи Гаскаров Эти слова великого мастера танца навсегда остались в памяти Файзи Гаскарова и всю творческую жизнь балетмейстера национальной хореографии сопровождали его в качестве доброго и ценного наставления учителя ученику.

Мечта о создании народного национального коллектива неустанно преследует Файзи Гаскарова.  Помня наставления своего учителя, он уезжает в Уфу и создает свое хореографическое детище. Работая в ансамбле танца Башкирии, а позже и в Татарстане, обладая богатейшей фантазией хореографа, творческой смелостью и даже дерзостью, он придерживался главного – сохранения в хореографическом произведении души народа через высвечивание присущих только ему особенностей, создание яркого национального сценического колорита и психологического настроения.  Для балетмейстера Гаскарова всегда были важны не «буква» отдельно взятого движения, а дух, полет, поэзия танцевального полотна в целом.

Приход Файзи Гаскарова в августе 1944 года в Государственный ансамбль песни и пляски ТАССР по словам Зулейхи Саттаровны Ахметовой, стал очень важным событием для коллектива: «Конечно таких, как он – с обширными знаниями в области хореографии, с богатейшим профессиональным опытом, - в республике не было. Его мнение было авторитетным, к нему прислушивались, с ним советовались».

О танцах Гаскарова можно не только говорить эпитетами, но и почти каждый - пересказать. Это означает, что они изначально сюжетные. Конечно, и раньше в постановках Юлия Муко и  Гая Тагирова были отдельные сюжетные ходы, своеобразные подтексты, но в целом татарский сюжетный танец утвердился на национальной хореографической сцене с приходом в Госансамбль республики Файзи Гаскарова.

Файзи Гаскаров Почти все танцы в ансамбле либо продолжали песню, либо естественно вытекали из нее, но не односторонне и упрощенно иллюстрируя слова, а дополняя вокал собственными выразительными средствами. Мы не будем перечислять все вокально-хореографические композиции – их много, а вот напомнить, что инициаторами такой формы творчества в Государственном ансамбле песни и  танца республики были Зулейха Ахметова и Файзи Гаскров, никогда не лишне. Надо отметить, что прием совмещения разных творческих форм, ставший своеобразной визитной карточной коллектива, берёт начало с древнейших времен, когда игра, музыка, вокал и танец существовали нераздельно.

В конце 1950 года Файзи Адгамович Гаскров уехал в Уфу. Но балетмейстер часто посещал Казань, где ставил свои постановки для госансамбля.

Композиции Файзи Гаскарова, созданные в 1960-1970 годы, выделяются оригинальностью формы и содержания, на долгие годы определившими пути творческих поисков, построения концертных программ и репертуарной афиши ансамбля. Мы имеем в виду вокально-хореографические композиции протяженностью, как правило, в одно отделение, с единой темой, идеей, спецификой художественных приемов и прочими творческими объединяющими признаками. Среди таких композиций - “Тула өмәсе” (“Посиделки”), вокально-хореографическая композиция “Сабантуй”, и в еще одни “Посиделки” конца 60-х годов, с несколько другим сюжетом и содержанием – “Аулак өй”.

Прекрасных творческих проектов, созданных Файзи Гаскарым, хватило бы на несколько судеб. В этом человек до конца жизни горел огонь творения, он постоянно писал, строил планы, размышлял о будущем хореографического искусства. Это был огромный талант, большой трудяга и умница. Поэтому закономерно, что его хореографические произведения вошли в золотой фонд  искусства сразу двух республик – Татарстана и Башкортостана.

АХМЕТ КАЛИМУЛЛИН
АХМЕТ КАЛИМУЛЛИН

Мастер пластической живописи

03. Ахмет Калимуллин - портрет Ахмет Закирович Калимуллин родился 10 июня 1919 года в селе Татарское Ходяшево Пестречинского района Татарии, в семье крестьянина.

Мальчик увлекся танцевальным искусством, учась в фабрично-заводском училище. Опыт работы в самодеятельном хореографическом коллективе позволил Ахмету попасть в танцевальную группу Государственного ансамбля песни и пляски ТАССР. Произошло это в 1938 году.

Высокая вера в предназначение искусства и вера в себя, как частичку этого искусства – вот основная идея, которую отстаивал своим творчеством Ахмет Закирович Калимуллин.

В 1941 году, для участия в декадных спектаклях театра оперы и балета  и в заключительном концерте в Москве, при театре организовали детскую танцевальную группу в количестве 40 человек. Одним из преподавателей этой группы (татарский танец – мальчики) стал Ахмет Калимуллин. Так в  приказе № 97 Татарского театра оперы и балета от 02.06.1941 года было отмечено, что Ахмет Калимуллин в свои 22 года признан среди профессионалов одним из лучших специалистов именно в области татарского танца. Но творческим планам не суждено было сбыться,  началась Великая Отечественная война и  Ахмет Закирович уходит на фронт.

Возратившись в Казань в 1946 году,  Ахмет Закирович работает артистом балета Татарского театра оперы и балета, а в 1954 году становится заведующим хореографическим отделом Республиканского дома народного творчества. С  этого времени А.З. Калимуллин все более утверждается как высокоталантливый постановщик хореографических композиций, построенных на татарском национальном пластическом материале.

Ахмет Калимуллин не учился ставить танцы  где-либо в учебных заведениях, да и возможности раньше в этом плане были ограничены. Он доверял своей интуиции художника, которая редко подводила и вместе с этим считал своим единственным учителем Файзи Адгамовича Гаскарова.

Ряд танцев Калимуллина бессюжетна. В них мастер выражает свое мироощущение, интуитивно рисует пластикой эмоционально-психологические характеры национальных персонажей. Ему замечательно даются как мужские, так и женские танцевальные портреты и в соло, и в ансамбле.

Творчество Ахмета Закировича Калимуллина, младшего из трех классиков татарского танца (после Г.Х. Тагирова, Ф.А. Гаскарова), несет в себе черты самобытности и яркого дарования. Несмотря на то, что Ахмет Калимуллин прожил недолгую жизнь  (его не стало летом 1967 года),  балетмейсметр сумел и успел создать ряд произведений, ставших классикой национального искусства.

 
МАНСУР ГАТИАТУЛЛИН
МАНСУР ГАТИАТУЛЛИН

Мастер танцевального образа

М04. Мансур Гатиатуллин - портретансур Ахметович Гатиатуллин родился 21 августа в 1924 году. Окончив Московское хореографическое училище при Большом театре, в 1941-1942 гг. он стажировался в Татарском театре оперы и балета в качестве артиста балета, в 1943-1945 гг. служил в эстрадном ансамбле Беломорской флотилии в Архангельске.

С 1946 года Мансур Гатиатуллин работал солистом танцевальной группы в Государственном ансамбле песни и танца Татгосфилармонии имени Г. Тукая. Ярко одаренный танцор с высокой культурой и великолепной техникой исполнения, он прошел большой творческий путь как солист танцевальной группы и создал множество запоминающихся танцевальных образов.

Гатиатуллин был танцором именно гаскаровского типа: не случайно они понимали друг друга с полуслова, с полужеста. Двух талантливых людей связывала и длительная личная дружба. Файзи Адгамович поставил ряд номеров специально для Гатиатуллина, полагаясь именно на его творческую индивидуальность.

Прекрасное знание специфики национальной хореографической лексики, владение всем репертуаром ансамбля и высокий профессионализм определили деятельность Мансура Гатиатуллина в качестве балетмейстера и педагога на долгие годы. В 1966 году он приступил к работе в качестве педагога-репетитора танцевальной группы ансамбля. Мансуру Ахметовичу суждено было стать важным связующим звеном между многими поколениями исполнителей. Эту связь поколений и времен трудно переоценить сегодня. Он сохранил и бережно передал то, что могло быть утеряно безвозвратно.

26_М Гатиатуллин и З Султанова 1958 Исключительно важен тот факт, что Мансур Ахметович из первых рук получал методику исполнения татарских танцевальных движений, поэтому не случайно, что именно Гатиатуллин долгие годы работал в ансамбле педагогом-репетитором, балетмейстером, педагогом-консультантом. Он первым из танцоров Госансамбля Татарии получил в феврале 1957 года звание заслуженного артиста республики. А в 1987 году Гатиатуллин стал народным артистом ТАССР.

Благодаря Мансуру Ахметовичу  в репертуар ансамбля вошли такие шедевры хореографии, как «Гости Казани» (Г. Тагирова), «Шома бас», «Зятек», «Старинный женский танец» (Ф. Гаскарова), «На мосту», «Танец трех друзей» (А. Калимуллина), и другие. Огромен вклад М.А. Гатиатуллина в подготовку коллектива ко II Всероссийскому смотру ансамблей песни и танца, который проходил в Москве в 1986 году, где ансамбль был удостоен звания лауреата.

28_Р. Сабиров и М. Гатиатуллин Параллельно работе в ансамбле с 1989 по 2003 год Мансур Ахметович преподавал на кафедре хореографии в Казанском государственном институте культуры и искусств (старший преподаватель). На основе творческого наследия выдающихся татарских балетмейстеров им была разработана программа дисциплин «Татарский танец». Проявляя себя как специалист высочайшего класса и чуткий педагог, сочетая в себе скромность и преданность своему делу, мастер танца был любим и уважаем преподавателями, студентами и сотрудниками института.

Мансур Ахметович был постоянным членом художественного совета и консультантом Государственного ансамбля песни и танца Республики Татарстан. Как ветеран-наставник он передал молодежи самые сокровенные секреты национальной танцевальной школы.

ФЕРДИНАНТ ГИМАДЕЕВ
ФЕРДИНАНТ ГИМАДЕЕВ

Выдающийся наставник

 

05. Фердинант Гимадеев - портрет Фердинант Мингазович Гимадеев родился 28 июня 1945 году в г. Казани.

Фердинант Мингазович Гимадеев работал в Государственном ансамбле песни и танца Республики Татарстан с 1964 по 2008 год. За это время он стал признанным мастером, ярким исполнителем народного хореографического репертуара, а позже и педагогом-репетитором.

Фердинант начал осваивать азы танца еще в детстве, занимаясь в коллективе художественной самодеятельности под руководством одного из прославленных татарских хореографов, заслуженного артиста ТАССР Ахмета Калимуллина.

Начав работу на профессиональной сцене, Ф.М. Гимадеев целеустремленно и настойчиво учится секретам мастерства у ведущих танцоров, проявляя себя как трудолюбивый и работоспособный артист. Отличные профессиональные данные: легкость, пластичность, музыкальность, яркий артистизм, помноженные на систематический напряженный труд, позволили ему выделиться в ряду ведущих солистов ансамбля.

Фердинанту Мингазовичу поручались ведущие партии в таких хореографических композициях, как «Свадьба» (постановка Г. Тагирова), «На посиделках», «Тула омэсендэ» (постановки Ф. Гаскарова) и во многих других. Создавать яркие и колоритные танцевальные образы Фердинанту Гимадееву помогали отличное знание народных традиций национальной культуры и богатая творческая фантазия. Герои Фердинанта – это и удалые джигиты, и лукавые старики, и задорные парни-гармонисты, и смекалистые шакирды медресе. 

29_Ф Гимадеев Р Гарипова В 1978 году Ф.М. Гимадеев за большой вклад в развитие советского татарского искусства был удостоен почетного звания «Заслуженный артист ТАССР», а в 1985 году - ему, первому из танцоров, присвоено звание «Народный артист ТАССР».

Неисчерпаемый багаж народной танцевальной лексики, знание как обычаев и особенностей национального характера, так и богатейшего репертуара ансамбля, позволили Ф.М. Гимадееву быть творческим помощником балетмейстеров при постановке новых хореографических композиций. Он прикладывал максимум усилий для повышения профессионального уровня солистов ансамбля. Именно благодаря этому в 1985 году Ф.М. Гимадеев был назначен педагогом-репетитором Государственного ансамбля.

Открытые уроки Фердинанта Мингазовича во время Всероссийских семинаров для руководителей танцевальных коллективов, периодически проходившие на базе Государственного ансамбля, неизменно получали самую высокую оценку. Слушатели отмечали глубокое знание фольклорного материала, серьезный и творческий подход к занятиям.

4165_10 Благодаря Фердинанду Мингазовичу сохранены и восстановлены номера и постановки из золотого фонда ансамбля: «Аулак ой» (либретто Н. Исанбета, хореография Ф. Гаскарова), «Язгы мон» (хореография Г. Тагирова), «Сарман» (хореография Г. Тагирова), «Голлэрем» (хореография Г. Тагирова), «Оч дус» (хореография А. Калимуллина), «Девичник» (хореография Р. Гариповой).  

Фердинант Мингазович Гимадеев всю свою творческую жизнь посвятил сохранению и преумножению тех народных хореографических традиций, основы которых были заложены Ф. Гаскаровым, Г. Тагировым, А. Калимуллиным и которые являются неотъемлемой частью богатейшей татарской культуры.

РАИЛЯ ГАРИПОВА
РАИЛЯ ГАРИПОВА

Первая женщина балетмейстер

В переднем ряду Ансария Кретова, Раиля Гарипова Раиля Гарипова родилась 22 ноября 1946 года.

Заслуженная артистка Российской Федерации, народная артистка Республики Татарстан, лауреат Всероссийских смотров, Раиля Мухаметхановна Гарипова почти полвека возглавляет танцевальную группу Государственного ансамбля песни и танца Республики Татарстан, и все эти годы коллектив ансамбля находится под воздействием ее творческого вдохновения.

Инициативная творческая личность, принципиальный руководитель Р. М. Гарипова является высококвалифицированным специалистом и признанным известным деятелем культуры Татарстана и России. Несомненно, она - один из творческих лидеров ансамбля. Ей присуще настоящий поиск, богатый импровизаторский талант, трудолюбие, которые сочетаются с высокими человеческими качествами.

Через стилистическое единство музыки, песни и танца донести до зрителей национальный дух, запах родной земли, душевное тепло и внутренний задор татарского народа – одна из главных задач главного балетмейстера Государственного ансамбля песни и танца Республики Татарстан. Благодаря ее неутомимой работе на протяжении многих лет, сегодня концертные программы ансамбля – это яркие высокохудожественные хореографические номера, проникновенные вокально-хореографические композиции, которые олицетворяют традиции и эстетический идеал души народа, а сам ансамбль является культурной «визитной карточкой» Республики Татарстан.

Раиля Гарипова Богатейшие знания национального танцевального фольклора, высокий художественный вкус и талант позволяют Раиле Мухаметхановне создавать яркие и самобытные постановки, ставшие классикой репертуара ансамбля.

Каждый новый танец дается нелегко. Приходиться много ездить, собирать фольклор, изучать людей, их окружение, быт и традиции. Это не просто коллекционирование движений, а проникновение в суть танцевального фольклора, его осмысление, а потом и возвращение народу его произведений, облаченных в формы подлинного, высокого, классического искусства. Опираясь на народный опыт, Раиля Мухаметхановна расширяет возможности танца, обогащая его режиссерской выдумкой, техникой, благодаря которой он еще ярче выражает себя.

Раиля Гариповка Отличительные особенности хореографического почерка Раили Гариповой – необычайная музыкальность и умение раскрывать в пластике тончайшие оттенки человеческих чувств. Каждая ее постановка оригинальна, своеобразна и представляет собой единство идеи, музыки, лексики и костюма. Татарские танцы – это сочные жанровые картинки из народного быта, полные теплоты и юмора, часто насыщенные комедийными эпизодами. Они очаровывают непосредственностью, эмоциональной живостью, лирической проникновенностью. Завораживает своей пластикой и достоинством «Серебряный браслет» (2010г.), полон юношеского задора и темперамента шуточный танец «Соснинский перепляс» (2011г.), покоряют своей поэтичностью и лиричностью танцы «Кулъяулык» (Платочек для любимого, 2013г.), «Язгы Хисләр» (Весна, 2014г.). Одной из ярких вех в творчестве Р.М.Гариповой стала постановка «Гармонь», которая после первого же исполнения стала визитной карточкой ансамбля и по сей день покоряет зрителей своей яркостью и самобытностью. 

РАВИЛЬ ГАБДРАХМАНОВ
РАВИЛЬ ГАБДРАХМАНОВ

Мастер соло

Равиль Габдрахманов_00015

Равиль Фаттрахманович Габдрахманов родился 21 ноября в 1954 году в Казани.  В Государственном ансамбле песни и танца Республики Татарстан начал работать с 1972 года после окончания Узбекского хореографического училища, куда был направлен Министерством культуры Татарской ССР и Татгосфилармонией им.Г.Тукая.

На протяжении 26 лет работы в ансамбле Равиль Фаттрахманович был одним из самых ярких, неподражаемых солистов танцевальной группы, отличающимся сценическим обаянием и прекрасными профессиональными данными. Его имя долгое время не сходило с красной строки афиш и программ Государственного ансамбля песни и танца Республики Татарстан.

До сегодняшнего дня при оценке молодых исполнителей часто звучат фразы: «Осанка как у Габдрахманова», «шаг как у Габдрахманова», «прыжок как у Габдрахманова». Этот артист вобрал в себя все мыслимые положительные черты профессионального танцовщика. Немногочисленные фотоснимки и телеролики, к сожалению, не передают той скульптурной грации, той отточенной филигранности движений, что приводили в восторг при наблюдении за танцором из зрительного зала.

До сих пор творчество Равиля Габдрахманова является эталоном, на который ссылаются при подборе новых кадров в танцевальную группу Государственного ансамбля песни и танца Республики Татарстан.

В 1985 году за большой вклад в пропРавиль Габдрахманов_00006аганду советского многонационального искусства был удостоен почетного звания «Заслуженный артист Татарской ССР».

В 1989 году на республиканском телевидении была проведена фондовая запись редакций народного творчества «Танцует Равиль Габдрахманов», где он исполнил танцы интернационального репертуара: русский, башкирский, узбекский, цыганский, армянский, йеменский, испанский.

В 1992 году за заслуги в области хореографического искусства Равиль Габдрахманов удостоен почетного звания «Народный артист Республики Татарстан».

Равиль Габдрахманов_00002 На протяжении многих лет работы в Государственном ансамбле Равиль Фаттрахманович был педагогом-репетитором по классическому танцу. Выйдя на пенсию, он продолжает служить искусству. Сегодня Равиль Фаттрахманович - педагог Казанского музыкального колледжа имени И.В.Аухадиева. Плодотворный союз мастера и ученика - всегда большая творческая удача. Для молодых артистов бесценен опыт маститого служителя сцены, владеющего в совершенстве методикой хореографии и способного вдохнуть в отточенные телодвижения искру вдохновения. Питая таланты своим знанием, мастер совершает настоящее таинство -  делает сценическое искусство проводником знания о красоте народного образа. Ученики Равиля Габдрахманова уверенно следуют по заветному маршруту -  из души танцора, через мастерство и талант, прямиком в сердце зрителя.

АЙРАТ ХАМЕТОВ
АЙРАТ ХАМЕТОВ

Продолжатель традиций

 

09. Айрат Хаметов Айрат Ринатович Хаметов родился 2 марта 1970 года.

Начав свою карьеру с 16 лет в качестве артиста балета Государственного ансамбля песни и танца, Айрат Хаметов знает всю сложность и многогранность закулисья. Творческую жизнь он посвятил родному коллективу, пройдя сложный путь от артиста до художественного руководителя. Заслуженный артист Российской Федерации, народный артист Республики Татарстан Айрат Ринатович Хаметов на протяжении 16 лет возглавляет Государственный ансамбль песни и танца Республики Татарстан.

Айрат Хаметов  - инициативный и принципиальный руководитель, истинный творческий лидер ансамбля. Его постоянный творческий поиск, богатый импровизаторский талант и трудолюбие сочетаются с высокими человеческими качествами. Айрат Ринатович – удивительно работоспособный и трудолюбивый человек, сильная и волевая личность,   энергичный и изобретательный наставник.  Его девиз - сохранение, развитие, преумножение творческого народного наследия, поиски новых форм и высочайший профессионализм.

Находясь в непрерывном процессе поиска новых творческих форм и смыслов, художественный руководитель коллектива Айрат Хаметов каждый раз предлагает что-то новое. Как никто, он способен зажечь творческий состав новой идеей, новой пластикой, не растеряв при этом мастерство и отточенность исполнения текущего репертуара и богатство золотого фонда ансамбля. Под руководством Айрата Хаметова ансамбль постоянно движется вперёд, развивается, стремится шагать в ногу со временем.

Юбилейный вечер И. Шакирова. 2005 А.Р.Хаметов  часто привлекает к совместной творческой деятельности коллектива известных мастеров: постановщика заслуженного деятеля искусств России и Татарстана, главного балетмейстера Московского Государственного музыкального театра юного зрителя имени Натальи Сац  Бориса Ляпаева, заслуженного артиста Украины, художественного руководителя Днепропетровского государственного театра оперы и балета (Украина) Олега Николаева, главного балетмейстера Уральского Государственного Академического русского народного хора  Виктора Миронова,  балетмейстера Марата Каримова (Республика Башкортостан), режиссера-постановщика Сергея Цветкова (Москва), балетмейстера-постановщика Ольгу Зотову (Москва), режиссера-хореографа – заслуженного деятеля искусств Российской Федерации, народного артиста Республики Татарстан, лауреата Государственной премии им. Г.Тукая Георгия Анатольевича Ковтуна (г.Санкт-Петербург), композиторов: Юрия Чаплина, Радика Салимова, художников: Лауреата Всероссийского смотра, заслуженного деятеля искусств Республики Татарстан Ларису Чубукову, заслуженного деятеля искусств Республики Татарстан  Наилю Кумысникову, Лауреата государственной премии имени Б. Урманче Елену Ермолину, члена Союза художников Российской Федерации, лауреата премии им. Б.Урманче Асель Исмагилову, Людмилу Волкову и многих других.

В творческом союзе создано немало ярких проектов, среди которых «Сказ о Казани», «Грезы Стамбула», «Семь жемчужин», «Была война…», «Священные сады». Умело синтезируя творческие видения художников, композиторов, балетмейстеров, Айрат Хаметов приводит их в русло национального колорита, смело экспериментируя с новыми формами сценического искусства.

Заслуженный деятель искусств Российской Федерации Гедиминас Таранда на представлении театрализованной программы «Изге бакча» (Священные сады) поздравил коллег со сцены и отметил, что ансамбль показал путь, по которому должны развиваться национальные коллективы. «Здесь есть и народный фольклор, а какие здесь национальные инструменты, а какие голоса!» - сказал знаменитый балетмейстер и добавил, что при разработке программы проделана фантастическая работа, по объёму и сложности сравнимая с работой над пятью спектаклями.

Последняя и наиболее яркая, на сегодняшний день, постановка Айрата Хаметова - это вокально-хореографический спектакль «Татар туе» («Татарская свадьба»). Богатые традиции татарского народа разных регионов России легли в основу программы и стали ее изюминкой.  

Сегодня все программы коллектива – блестящий образец соединения певческих, музыкальных и танцевальных традиций татарского народа с современными тенденциями развития сценического народного искусства, основа которого – подлинная народность. Это настоящие спектакли, подчиненные внутренней драматургии и динамике, целые культурно – этнографические срезы татарского народного искусства, основанные на высоком исполнительском и художественном уровне, сценической культуре.

Благодаря оригинальному мышлению руководителя, опирающегося на глубокое изучение репертуара прошлых лет, на сцену привнесено единое народно-музыкальное действо. Это новый тип сценической постановки, в котором артисты - не только певцы, музыканты и танцоры, но и драматические исполнители.

Истоками формата музыкального спектакля можно считать музыкальные постановки 30-х годов Татарского академического драматического театра,  созданные Султаном Габаши, Салихом Сайдашевым, Гай Тагировым.  А в 40-50-х годах продолжателями традиции «актёрского» танца в Ансамбле песни и танца стали Зулейха Ахметова, Александр Ключарев, Файзи Гаскаров вокально-хореографическими композициями «Тула омесе», «Аулак ой» («На посиделках»). Эти исторические связи  снова и снова говорят нам о непрерывной связи творческих поколений.

ЛЕЙСАН ХАМЕТОВА
ЛЕЙСАН ХАМЕТОВА

Продолжатель творческой династии

Лейсан Хаметова (Мустафина) родилась 30 декабря 1973 года в Казани. Семья девочки была очень творческой, поэтому с раннего детства Лейсан приобщали к танцевальному искусству. В скором времени она оказалась в хореографической студии Госансамбля, руководителем которой была Раиля Гарипова. Успешно закончив студию, с 1986 по 1991 год Лейсан училась в Уфимском хореографическом училище по специальности «Артист ансамбля народного танца».

В 1991 году девушка  приходит в балетную труппу Государственного Ансамбля песни и танца РТ. Артистка и солистка балета, она проявляет себя, как квалифицированный профессионал и трудолюбивый сотрудник, обладающий великолепными данными: яркой сценической внешностью, богатой сильной техникой и особенным артистизмом.

Танцевальный дуэт Айрата и Лейсан Хаметовых активно принимает участие во всех мероприятиях города Казани, Республики Татарстан, Российской Федерации. Пара выезжает с гастролями по странам ближнего и дальнего зарубежья. Сольный репертуар танцевального дуэта насчитывает более 20-ти танцев, авторами которых являются сами танцоры. В 2002 году в Татарском Государственном Академическом театре Оперы и Балета им. М. Джалиля проходит творческий вечер дуэта Хаметовых.

С 1997 по 2002 года Лейсан Рашидовна получает образование по специальности «Менеджмент социально-культурной деятельности» в Казанском государственном университете культуры. С 1998 по 2013 год она -  педагог школы-студии при Государственном ансамбле Республики Татарстан. Во многом благодаря  работе Лейсан Рашидовны, коллектив студии получает звание лауреата на многочисленных конкурсах и фестивалях. В 2020 году в Государственном ансамбле песни и танца Республики Татарстан воссоздаётся вокально-хореографическая студия, художественным руководителем которой становится Лейсан Хаметова.

Быстрота ориентирования в новом хореографическом пространстве, усердная каждодневная работа над хореографическим репертуаром коллектива,  усердная  подготовка к репетициям  - всё это дает прекрасный результат, который выражается в высоком качестве сценических постановок.

 

С 2013 года  Лейсан Хаметова является педагогом-репетитором балета ГАПИТ РТ. Эту деятельность она совмещает с работой в качестве старшего преподавателя кафедры народного танца факультета хореографического искусства КазГИК. А с 2020 по 2021 года она - заведующая кафедрой хореографического искусства. Большое внимание Лейсан Рашидовна уделяет преподаванию народного танца студентам и профессиональным исполнителям. 

С 2013 по 2021 год Лейсан Рашидовна, являясь сотрудником   Казанского Государственного института культуры, издала ряд монографий и статей. Её труды рекомендованы Министерством образования и науки РФ для использования в образовательных программах. Она активно работает как с преподавательским составом, так и со студентами вуза, выпуская методические работы по татарскому, узбекскому и классическому танцу.       

Хаметова Лейсан Рашидовна является одним из ведущих балетмейстеров массовых театрализованных праздников, концертов, представлений, юбилейных программ и официально-представительских торжеств как в Татарстане, так и за его пределами. Обладая профессиональной теоретической и практической базой, Лейсан Рашидовна реализовала множество творческих проектов, способствующих интеграции национальных культур в общероссийское культурное пространство. Она более 20-ти лет занимается вопросами культурного потенциала молодежи в области хореографического искусства.

За заслуги в области хореографического искусства Л.Р. Хаметовой в 1997г. было присвоено почетное звание «Заслуженный артист Республики Татарстан». В 2002 год она награждена почетной грамотой Министерства культуры РТ. В 2003 году Хаметовой Л.Р присуждена 2-ая премия танцевального конкурса «Лидер 2002» в номинации «Российский лидер профессионального исполнения парного народного танца» /г. Москва/. В 2004 году Указом Президента РТ Лейсан Рашидове присвоено почетное звание «Народный артист РТ». В 2005 году Указом Президента РФ она награждена медалью «В память 1000 - летия Казани».

В репертуаре Государственного Ансамбля Песни и Танца РТ – целый ряд балетмейстерских работ Лейсан Рашидовны Хаметовой, среди которых  «Кара-Каршы», «Танец с полотенцами», «Чишма», «Испанский танец-трио», «Танец Аргентинских пастухов», «На лугу», «Молодость Татарстана», «Китайский танец», «Вдоль да по речке», «Атнинские вечера», «Дружба России», «Мы ТАТАРЫ» «ЭТНО с Диной Гариповой» «Мизгель», «Встреча», а также множественные танцевальные композиции для выступлений Государственного ансамбля песни и танца РТ не только на различных площадках России, но и за её пределами.  

Лейсан Хаметова любима и уважаема коллегами. На протяжении многих лет она   щедро передает свой опыт новым поколениям балетмейстеров и танцоров, активно помогает в работе над новыми программами Государственного ансамбля песни и танца Республики Татарстан. Лейсан Рашидовну постоянно приглашают в качестве эксперта и  члена  жюри на  авторитетные  российские и зарубежные конкурсы и фестивали. Она – автор международных мастер-классов по татарскому танцу, желанный гость в разных городах России и, безусловно, один из самых авторитетных и творческих руководителей Государственного ансамбля песни и танца РТ.

РАШИД МУСТАФИН
РАШИД МУСТАФИН

Маэстро

 

Рашид Шакурович Мустафин родился 6 января 1946 года.

Мустафин Рашид Шакурович работает в Государственном ансамбле песни и танца Республики Татарстан с 1964 года в качестве баяниста, а с 1976 года, после окончания Казанского Государственного института культуры, является руководителем и дирижером оркестровой группы Государственного ансамбля песни и танца Республики Татарстан.

Инициативная творческая личность, принципиальный руководитель Р.Ш.Мустафин является высококвалифицированным специалистом и признанным известным деятелем культуры Татарстана и России. Он – один из творческих лидеров ансамбля, которому присущи высокие человеческие качества, настоящий творческий поиск, богатый импровизаторский талант и трудолюбие.

Рашид Шакурович - один из ведущих баянистов-исполнителей Республики Татарстан. Высокий профессионализм и яркая самобытность, творческая фантазия и неограниченная импровизационность манеры исполнения, природная музыкальность в сочетании с большим опытом, обширные незаурядные способности и знания музыкального национального фольклора позволили Рашиду Мустафину стать одним из лучших исполнителей народной музыки. Этот музыкант обладает огромной амплитудой музыкальных красок и образов, яркой эмоциональностью и темпераментом, особой артистичностью и виртуозностью. Слушатель, следуя за известными мелодиями в исполнении этого мастера, пропитывается духом татарских песен, их необычным душевным колоритом.

Его знают, как композитора и аранжировщика. Обработчик старинных народных мелодий, песен и танцевальной музыки для смешанного оркестра (домры, скрипки, баяны, курай, кубыз, флейта, гобой, кларнет, ударные, национальные гармошки), прекрасно владеющий техникой игры на многих музыкальных инструментах,  Мустафин Р.Ш. - автор многочисленных песен и более 40 произведений-композиций. Среди его трудов - обработка и инструментовка для оркестра в театрализованной программе «Тысячелетие Казани», работа над музыкальным спектаклем к 65-летию Великой Победы (2010г.), обработка народной музыки для танцев «Подсолнух», «Чабата» (2011г.), музыка для зажигательных танцев «Чалыштыру» (2012г.) и «Праздничная плясовая» (2013г.), обработка для оркестра «Фантазия на темы татарских народных песен» (2014г.), обработка народной музыки в вокально-хореографической композиции «Русская сюита» (2015г.). Высокое мастерство, самобытность музыканта, солиста-инструменталиста, руководителя оркестра неоднократно отмечались дипломами и государственными наградами.

ИСТОРИЯ

Музыка, песни и танцы живут в народе с незапамятных времен. Существовала прямая зависимость между деревенскими танцами и временами года, они были излюбленным занятием молодежи на осенних и зимних вечеринках, такие как «Аулак өй», «Каз өмәсе”. Весной и летом собирать такие вечеринки было трудно. Лишь во время празднования “Сабантуя” и “Рекрутских наборов” когда не надолго ослабевала власть ишана и муллы юноши отводили душу в играх, танцах и песнях. Особенно большое место музыка, песни и танец занимали на народном празднике Джиен, на котором муллы “благочестивые люди” не ходили.

Подробнее
ПАРТНЕРЫ

Можно ли станцевать душу народа?

Татарский танец впитал в себя, кажется, неуловимое. Трепет ресниц девушки, опустившей глаза при встрече и жар сердца юноши, на неё смотрящего, шум Волги, устремлённой в синие дали и песню вёдер, принимающих в себя родниковую воду, взмах лебединого крыла за секунду до отрыва от земли и нежный изгиб стебля тюльпана, застывшее движение металла в серебряном браслете и затейливый узор бабушкиного фартука, колыбельную мамы и зов ветра над крышей маленького дома в родной деревне, цветение весенних полей и широту народного праздника. Порой то, что способен передать татарский танец, невозможно записать нотами и схемами танцевальных па, но можно ощутить сердцем и передать от мастера - ученику, от предков - потомкам.

Поколения музыкантов, балетмейстеров и танцоров Государственного ансамбля песни и танца Республики Татарстан посвящали жизнь изучению и сохранению народной танцевальной традиции, чтобы через десятилетия бережно передавать уникальный народный характер, национальный образ. «Золотой фонд» ансамбля пополняли известнейшие композиторы, художники, фольклористы. Здесь впервые был собран народный станок. Сюда приходят за консультациями по народной музыке, танцу  и костюму. Коллектив не только хранит и транслирует код своего народа, но и щедро дарит его всем ценителям татарской культуры.

На формирование танцевальной культуры Татарстана влияли многочисленные факторы географического и психологического порядка, общественного и трудового уклада, другие особенности существования народа, но, прежде всего культовые. Ислам категорически запрещал танец, как, впрочем, и музыку, песню, живопись. Несмотря на преследования татарский танцевальный фольклор жил среди своего народа, пользовался любовью, хотя и не получил из-за догм ислама широкого распространения и достаточно высокого развития, однако приобрел своеобразие.

Массовые хореографические действа в культуре народа существовали, хотя и не повсеместно. Это зависело от веротерпимости местных властей, местных традиций и прочих ситуаций, вырисовывающих общую картину фольклорной жизни той или иной местности, а иной раз и отдельно взятого села: «массовость» танцев отнесена на счет исключения или приписана в исполнении к кряшеным татарам.

Во второй половине XIX века татарская интеллигенция - писатели, поэты, ученые активно работают над проблемами создания национальной литературы и искусства (ведь до середины XIX века в татарской литературе как впрочем, и у всех тюрко - язычных народов преобладала поэзия), а так же занимаются вопросами дальнейшего развития культуры и образования своего народа. Во второй половине XIX века начинается также систематическое изучение татарского фольклора в лице выдающегося ученого и просветителя Каюма Насыри.

В дальнейшем, с началом ХХ века, происходит постепенное перемещение выразительных пластических средств «деревенского» танца в «городской».

22 декабря 1906 года в Казани состоялся показ для широкой публики и по билетам двух пьес турецкого драматурга Намыка Кемала: драма «Жалкое дитя» и комедия «Из-за любви». Этот день стал днем рождения татарского театра, но шли к этому дню трудно, непрестанно преодолевая всевозможные препоны религиозных фанатиков. Победа прогрессивных сил над всем отжившим, реакционным, косным открывала новую эпоху в истории развития татарской культуры. Это произошло в 1916-1917 годах, когда в татарских драматических труппах Оренбурга «Ширкат» (Товарищество») и Казани «Сайяр» («Странствующая») была поставлена пьеса будущего классика татарской драматургии Мирхайдара Файзи «Галиябану».

Татарский драматический театр в дальнейшем оказал неоценимое содействие в формировании исполнительского стиля, определенных традиций в национальной профессиональной хореографии поистине революционным событием стало появление татарского танца на профессиональной сцене.

Апипа / Әпипә —  татарский народный танец.
Исполняют: Ривдар Садыков и Сания Хантимирова.