ДЖАУДАТ ХАРИСОВИЧ ФАЙЗИ
Файзи Джаудат Харисович – один из видных представителей музыкальной культуры татарского народа, композитор, заслуженный деятель искусств РСФСР и ТАССР, народный артист ТАССР, лауреат Государственной премии им. Г. Тукая.
Многогранная творческая деятельность композитора длилась более 40 лет. Природа наделила его ярким талантом и неиссякаемым трудолюбием. Автор трех музыкальных комедий, музыки к драматическим спектаклям (около 30), свыше 200 песен и романсов, многочисленных фольклорных обработок, оперы и сочинений для детей, Дж. Файзи внес неоценимый вклад в татарскую культуру. Его произведения звучат в музыкальном быту татарского народа, в театрах и на концертной эстраде, получив распространение за пределами республики.
Творчеству Дж. Файзи присуща реалистическая направленность: освоение новых для татарской музыки форм и жанров профессионального музыкального искусства сочетается в нем с претворением самобытных особенностей татарского народно-песенного искусства.
Разнообразие художественно-образного содержания в песенном творчестве, отражающем мысли и чувства советских людей, особая склонность к комедийно-бытовой тематике в музыкально-сценических произведениях, свежесть и выразительность мелодического языка, впитавшего в себя элементы татарской народной песни, а также других народов (русской, украинской), – все это придает творчеству Дж. Файзи своеобразный, только ему присущий облик.
Родился Джаудат Харисович Файзи (Файзуллин) 4 января 1910 г. в Оренбурге. Первые музыкальные впечатления Джаудата связаны с посещением дома татарского писателя Шакира Мухаметова — друга отца. С большим вниманием слушал он здесь татарские народные песни в исполнении сыновей Мухаметова, составлявших своеобразный «семейный» ансамбль. В доме Мухаметовых маленький Джаудат впервые подошел к фортепьяно и стал на слух подбирать понравившиеся мелодии татарских народных песен. Значительное влияние на музыкально-творческое развитие Джаудата оказали его дядя – классик татарской драматургии Мирхайдар Файзи, прививший будущему композитору любовь к музыке и театру, а также старший товарищ Джаудата – Александр Ключарев, отлично игравший в те годы на баяне.
Все возрастающее влечение к музыке приводит юного Джаудата на музыкальные вечера Восточной музыкальной школы. Вскоре он был зачислен в класс фортепьяно преподавателя Халимы Ибрагимовны Терегуловой (Булатовой), где и получил первоначальное музыкальное образование. Тяготение к самостоятельному творчеству прежде всего проявилось в писательских опытах. В 15-летнем возрасте Джаудатом была написана драма «Слезы», которая ставилась в Татарском драматическом театре Оренбурга.
В 1925 г. семья Файзуллиных переезжает в Казань. Окончив среднюю школу, Дж. Файзи едет на работу в качестве учителя в деревню Ишеево Горьковской области. Здесь он активно участвует в организации сельской художественной самодеятельности, что помогает ему вплотную соприкоснуться с народным песенным творчеством.
В 1929 – 1933 гг. Дж. Файзи – студент юридического факультета Казанского университета. Изучая юридические науки, он продолжает увлекаться любимым занятием – литературным и музыкальным творчеством. В 1929 г. была издана его комедия «Шесть пальцев», в 1930 г. выпущен сборник рассказов. В эти годы он становится активным участником молодежной секции Союза писателей Татарии и корреспондентом газеты «Кызыл яшьляр» (Красная молодежь). Одновременно появляются первые музыкальные сочинения Дж. Файзи, записанные с помощью одного из школьных товарищей – Екатерины Соколовой. Такие из них, как «Восточный романс» на собственный текст, «Марш «индустрии» на стихи Р. Ишмуратова, марш «Красная молодежь», были приняты радиокомитетом и исполнялись в концертах татарской музыки.
Вскоре молодой автор показал свои произведения композитору В. И. Виноградову. Чуткий, опытный музыкант-педагог заметал в коллеге-юристе большие творческие способности. Он привлекает Дж.; Файзи к посещению курса истории музыки в Казанском музыкальном училище и занимается с ним по композиции. Эти занятия ускорили творческое становление молодого композитора.
Произведения, созданные в эти годы (1931—1932), – песни «Син минем дошманым» (Ты мой враг), «Байрак тегэбез» (Вышиваем знамя) – мелодически яркие, наполненные оптимизмом, и особенно «Урман кызы» (Лесная девушка) – принесли первый настоящий успех автору. «Лесная девушка», впервые прозвучавшая на вечере, посвященном памяти классика татарской советской поэзии Хади Такташа и написанная на его стихи, произвела яркое впечатление своей искренностью, напевностью и глубоким лиризмом. Вот уже полвека эта песня не теряет своей привлекательной свежести и очаровывает слух все новых поколений слушателей.
Упорные занятия музыкальной теорией помогают Дж. Файзи встать на путь музыканта-профессионала. Близкое же общение с писательской средой и собственные литературно-творческие опыты помогли ему впоследствии в работе над текстами песен и либретто некоторых своих музыкально-сценических произведений.
Закончив юридический факультет, Дж. Файзи работает ученым секретарем в Казанском институте права, основанном на базе этого факультета.
В 1934 г. в связи с организацией Татарской оперной студии при Московской государственной консерватории Дж. Файзи оставляет работу в институте и направляется заведующим учебной частью студии. При студии была создана и композиторская группа. Одновременно с административной работой он занимается здесь в классе композитора Б. С. Шехтера, а также пользуется консультациями профессора Г. И. Литинского. Основные творческие интересы Дж. Файзи сосредоточены в это время в области песенного жанра.
Песни, созданные в 1934 – 1936 гг., отражают героизм эпохи гражданской войны, патриотические чувства, мирный труд современников. Многие из них: «Комсомолка Гюльсара» и «Гармонь» на стихи А. Ерикеева, «Атым, чайка башыцны» (Кавалерийская) на стихи Ф. Карима, «Песнь сердца» на стихи X. Туфана, насыщенные самобытными интонациями, были быстро подхвачены слушателями и стали популярными.
Творческой удачей Дж. Файзи явилась и созданная в конце 30-х гг. песня «Шауласын безнец жыр» (Звени, наш напев) на стихи А. Ерикеева. В ней ярко выявились характерные для песенного творчества многих татарских композиторов черты и, прежде всего, плодотворное использование художественных приемов русской советской песни при глубокой связи музыки с народно-песенными истоками.
В 1938 г. Дж. Файзи вместе с другими выпускниками Татарской оперной студии возвращается в Казань. Здесь он, принимая деятельное участие в музыкально-общественной жизни, работает музыкальным редактором радиокомитета, а затем заведующим музыкальной частью Татарского академического театра имени Г. Камала.
Его первые работы музыка к драме «Ташкыннар» (Потоки) Т. Гиззата (1937), «Шамсикамар» М. Аблеева (1938) – были тепло встречены зрителями и заметно расширили диапазон творчества. Особенно большой успех автору в этом жанре принесла музыка к комедии Н. Исанбета «Хужа Насретдин» (1941), в которой проявился острый музыкальный комизм, умение несколькими штрихами наметить характерный музыкальный портрет. Работа в театре, связанная с освоением специфики музыкально-сценического искусства, обращение к симфоническому оркестру благотворно сказались на творчестве Дж. Файзи. Этот опыт помог ему взяться за решение еще более сложной задачи – создание татарской музыкальной комедии.
Первым его произведением в этом жанре была музыкальная комедия «Башмагым» (Башмачки), премьера которой состоялась 1 марта 1942 г. на сцене Татарского государственного театра оперы и балета.
В татарском народе издавна живет старинная народная песня, в которой девушка поет о своих похищенных башмачках, умоляя возлюбленного найти их. Простое инсценирование народной песни, а также создание на ее основе сюжета целой пьесы практиковались в татарском искусстве еще в дореволюционное время, когда татарский национальный театр только зарождался. Такое использование народной песни явилось чрезвычайно плодотворным для развития татарского музыкально-драматического искусства. Ряд музыкально-драматических пьес, основанных сюжетно и музыкально на народно-песенном материале («Галиябану» М. Файзи, «Башмагым» X. Ибрагимова – обе с музыкой С. Сайдашева), был создан еще в 20-е гг. Эти пьесы способствовали рождению новых для татарского музыкального искусства жанров, в частности музыкальной комедии.
Занимательность и музыкальность сюжета народной песни и основанной на ней пьесы «Башмагым» и привлекли внимание молодого композитора Дж. Файзи и драматурга Тази Гиззата. На основе этой пьесы композитор и либреттист создали первую татарскую музыкальную комедию, которая сразу привлекла внимание многих музыкальных театров страны. «Башмагым» переведена на русский, украинский, узбекский, казахский, тувинский языки. Комедия остро высмеивает пережитки прошлого, рисует бесправие женщины-татарки и первые попытки освобождения ее из оков домостроевской морали шариата (казанский купец Карим-бай во избежание банкротства решает выдать свою дочь Сарвар замуж за богатого купца старика Гафурова. Свадебным подарком жениха, присмотревшего себе четвертую жену, были золототканые башмачки. Но Сарвар любит бедного студента Галимжана. Чтобы помешать предстоящей свадьбе, Галимжан тайно уносит башмачки. После целого ряда столкновений, благодаря находчивости тетушки Джихан и смелости Галимжана и Сарвар, они выходят победителями, бросая вызов старому быту).
Усилив сатирические и лирические моменты в либретто, Т. Гиззат заострил социальную направленность комедии. В соответствии с сюжетом композитор удачно нашел в музыке интонационный контраст. Красоте жизнерадостных народных мелодий, характеризующих положительные образы (Сарвар, Галимжан), противопоставлены остро пародированные, меткие «музыкальные карикатуры» отрицательных персонажей (Карим-бай, Гафуров) (в создании партитуры большую помощь оказал композитор Ф. Е. Витачек).
Яркие и развитые музыкальные характеристики получают Сар- вар и Галимжан. Музыка, характеризующая Сарвар, передает жизнерадостность и чистоту помыслов юной девушки. Она основана на разнообразных по характеру народно-песенных элементах и интонациях романсного типа. В ней проникновенно передается смена настроений Сарвар: элегическая грусть, светло-лирическое раздумье, радостные порывы.
Так же полно и в развитии дается музыкальная характеристика Галимжана. Примечательно, что отдельные элементы музыкальных характеристик Сарвар и Галимжана взаимопроникают в их партии, создавая внутреннее единство и цельность музыкальной обрисовки этих образов.
Свыше 600 спектаклей выдержала музыкальная комедия «Башмагым» |И вот уже более 30 лет остается в репертуаре Татарского государственного театра оперы и балета им. М. Джалиля. Она с неизменным успехом ставится на сценах многих театров нашей страны, часто звучит в передачах Всесоюзного радио и телевидения.Продолжая работу в области музыкальной комедии, Дж. Файзи в содружестве с поэтом А. Файзи в 1944 г. создает второе произведение этого жанра – «Акчарлаклар» (Чайки), посвященное молодежи. На этот раз авторы обратились к сюжету из современной колхозной жизни. Премьера «Акчарлаклар» (во второй редакции), состоявшаяся в мае 1955 г. на сцене театра им. М. Джалиля, была тепло принята зрителями. Многие музыкальные номера из нее стали популярными.
В 1949 г. была осуществлена постановка третьей музыкальной комедии Дж. Файзи «Идел буенда» (На берегу Волги), написанной в содружестве с драматургом Гамиром Насретдиновым (во второй редакции – «Алтын кез» – Золотая осень – 1951). В ней авторы раскрывают тему культурной революции, происшедшей в нашей стране, борьбу против отсталых взглядов и методов труда в современной колхозной деревне. В этом произведении также успешно проявились свойственные творчеству Дж. Файзи мелодическая выразительность, простота и доходчивость музыкального языка.
В годы Великой Отечественной войны композитор создает много песен, посвященных темам сурового военного времени. Такие из них, как «Кровь за кровь» на стихи Г. Насретдинова, «Товарищ командир» на стихи Ф. Карима, «Встреча героев» на стихи Т. Гиззата и другие, приобрели популярность и звучали призывом к борьбе и победе.
В послевоенные годы им написано большое количество песен, посвященных борьбе за мир и дружбу народов, трудовой жизни советского народа. Патриотические песни Дж. Файзи «Тынычлык кугэрчене» (Голубь мира) на стихи Ш. Зайни, «Булдырмабыз сугышны» (Не быть войне) на стихи А. Ерикеева, «Татарстан нефть- челэре марты» (Марш нефтяников Татарии) на стихи Н. Арсланова, песни-романсы, посвященные природе родного края, – «Шауласыннар яшел урманнар» (Шумят зеленые леса) на стихи А. Исхака, «Бу кырлар, бу узэннэр» (О, эти поля, эти долины) на стихи С. Хакима прочно вошли в концертный репертуар. В них получают дальнейшее развитие характерные для песенного творчества композитора черты: чуткое проникновение в эмоционально-образный подтекст, умение найти свежие выразительные интонации и фактурно-гармонические штрихи, облечь рельефную мелодическую мысль в стройную, законченную форму.
Обращаясь к вокальному жанру в течение всего творческого пути, композитор неустанно расширяет его рамки. Песней он славит свою Родину, Ленина, партию, воспевает дружбу народов и свободный труд, воспрещает подвиги героев революции, гражданской и Великой Отечественной войн. Все чаще он обращается к балладам. Это гимны немеркнущим подвигам Зои Космодемьянской, Газинура Гафиатуллина, революционера-ленинца Мулланура Вахитова. Его искренние, глубокие по настроению лирические песни звучат как сердечный разговор е друзьями. Он поет о главном – о счастье жить и трудиться на советской земле.
В 1966 г. Дж. Файзи завершает вокальные циклы: «Думы о Ленине», «Помни, товарищ!» и др. Эти произведения большой гражданской и художественной силы высоко оценены музыкальной общественностью. За цикл песен «Помни, товарищ!» Дж. Файзи присуждена Государственная премия ТАССР имени Г. Тукая (1968).
Творческие поиски ведут композитора через песню от музыкальной комедии к опере. Его «Неотосланные письма» по повести Аделя Кутуя – интересный опыт создания татарской лирической оперы на современную тему (либретто также принадлежит перу Дж. Файзи), премьера которой состоялась на сцене театра им. М. Джалиля в 1960 г.
Творческая деятельность Дж. Файзи многогранна. Он был знатоком современного музыкального фольклора татарского народа, его собирателем и исследователем. Настольной книгой профессионалов и любителей музыки стал его сборник современных народных песен «Жемчужины народные», где собрано 235 современных песен с аннотациями.
Особое место в его творчестве занимает детский репертуар. Еще в 1936 г. © творческом содружестве с поэтом Мусой Джалилем Дж. Файзи создал альбом пионерских песен. И не только песни и пьесы для фортепьяно. Его книга-сказка «Забавные гости» в занимательной форме, в стихах рассказывает об инструментах симфонического оркестра. Маленькие читатели горячо полюбили эту книгу – своеобразную музыкальную грамоту для детей.
Композитор-коммунист Дж. Файзи всегда был на передовых позициях строительства татарской музыкальной культуры. Как активный общественный деятель Дж. Файзи являлся членом Комитета защиты народов Азии и Африки, членом художественного совета театра им. М. Джалиля, Комитета по радиовещанию и телевидению. Композитор часто встречался со слушателями, выезжал в сельские, нефтяные, промышленные районы республики, постоянно возглавлял жюри смотров художественной самодеятельности. Он был подлинным энтузиазистом художественного, эстетического воспитания трудящихся.
За выдающиеся заслуги в развитии татарской советской музыки Дж. Файзи был награжден орденом Трудового Красного Знамени, ему присвоены почетные звания заслуженного деятеля искусств РСФСР и народного артиста ТАССР.
Основные сочинения:
Опера «Тапшырылмаган хатлар» (Неотосланные письма, 1960);
Музыкальные комедии: «Башмагым» (Башмачки, 1942, 2-я ред. – 1954), «Акчарлаклар» (Чайки, 1944, 2-я ред. – 1955), «Идел буепда» (На берегу Волги, 1950, 2-я ред. – «Алтын кез» – Золотая осень, 1951);
Фортепьянные пьесы для детей;
Романсы; песни;
Музыка к спектаклям драматического театра.
Литература:
А. Г у м е р о в. «Башмагым». – «Совет эдэбияты», 1942, № 4;
Ш. Рахманкулов. «Акчарлаклар». – «Совет эдэбияты», 1944, 11/12;
Д. Соловьева, Я. Г и р ш м а н. Джаудат Харисович Файзи. – В кн.: Композиторы Советского Татарстана, Казань, 1957;
Я. Г и р ш м а н. Опера, балет и музыкальная комедия. – В кн.: Музыкальная культура Советской Татарии. М., 1959;
М. Нигмедзянов. Музыкальный Татарстан. Казань, 1970;
«Башмагым». – «Театр», 1954, № 6;
«Башмачки». – «Советская музыка», 1957, № 8;
«Тапшырылмаган хатлар». – «Совет эдэбияты», 1960, № 7;
Джаудат Файзи (к 60-летию со дня рождения). – В кн.: Календарь знаменательных и памятных дат Татарии. Казань, 1970;
Поздравляем с юбилеем. – «Советская музыка, 1970, № 1;
З. Хайруллина. Джаудат Файзи. – В кн.: Народные артисты. Казань, 1980.
Источники:
Халдеева, Д. Файзи Джаудат // Композиторы и музыковеды Советского Татарстана / сост.-ред. М. Нигмедзянов - Казань, 1986. - С. 150-156.
Фотоархив:
1. http://tashlar.narod.ru/photo/tatarlar/fayzi-javdet.htm
2. http://www.quickiwiki.com/tt
3.http://www.archive.gov.tatarstan.ru/magazine/go/anonymous/main/?path=mg:/numbers/2011_1_2/10/10/
4. http://tatfil.ru/ru/filarmoniya/museum/imena/59-imena-22/89-fayzi-dh
5. Бәширов, З. Онытылмас йөзләр=Незабываемые лица: фотоальбом.- Казан: Татар. кит. нәшр., 2005.- 160 б.
АУДИОЗАПИСИ
1. Без Казаннан, Иделдән - муз. Җ.Фәйзи, сл. С. Хәким
2. Бәйрәм бүген - муз. Җ.Фәйзи, сл. Г.Тукай
3. Кызыма - муз. Җ.Фәйзи, сл. М.Җәлил
4. Урман буенда - муз. Җ.Фәйзи, сл. Ш.Гәрәй
5. Яз шатлыгы - муз. Җ.Фәйзи, сл. Г.Насрый